воскресенье, 1 декабря 2019 г.


Как неведомый колдун
В эпицентре съемной хаты
Я взрываю конопатый

Предвкушая колотун

Тут солнце впервые за две недели, наблюдаю за ним из дома или из трамвая, подглядывая левым глазом. Читаю Рамачандрана, про мозг и вот все эти штуки. Лежа под одеялом, хочу расплакаться от ощущения совершенно невероятного, как же так получилось, что мы существуем, такие сложные, идеальные, личности из микса нейротрансмитеров и электрических импульсов. Сознания пытающиеся осознать сознания. Удивительная элегантность сложности. Выбивает меня из колеи это все, заставляет думать о чем-то чуть сложнее, чем собственное существование с 8 до 16. 

Холодно и серо, холодно и серо. Мужчина в магазине ударил случайно по лицу и отправил к психиатру. Холодно и серо. В октябре так ярко было, столько любви, что теперь приходится расплачиваться. Закрываюсь в квартире и выхожу только ради того, чтобы почувствовать как кто-то курит на улице. Запах этот, смешанный с ноябрьским воздухом, ностальгирует и меня заставляет. Отправляет куда-нибудь в 2013 или в любую другую осень. 

И  среди всего этого мне хочется укутаться собственным добром. И чтобы вы тоже дали добра, и мы бы в него завернулись и все это пережили. И чувство вины моей глупое и все еще неспособность справляться с тяжелым зимним небом. Добра и любви и красоты. Телесности и разговоров хочу. 

Не могу просыпаться без тебя. Вскакиваю, пугаясь собственных снов. Как хорошо, что это так редко теперь. 

Пожалуйста, пусть уже весна и больше никаких этих бессмысленных часов в больнице и глупых ожиданий дружбы и понимания. Пусть уже самодостаточно и целоваться с открытым окном. 

P.S.
"Вам не обязательно быть верующим, или индусом, или Роденом, чтобы оценить величие этой статуэтки. Она буквально изображает космический танец Шивы, который творит, поддерживает и уничтожает Вселенную. Но эта скульптура содержит в себе гораздо больше. Она является метафорой танца самой Вселенной, движения и энергии космоса. Художник передаёт это ощущение с помощью искусного использования многих приёмов. Например, центробежное движение рук и ног Шивы и движение в обратном направлении завитков, которые волнами плывут над его головой, символизируют беспокойство и неистовство космоса. Однако прямо посреди этой бури этого порывистого жара жизни находится спокойный дух самого Шивы. Он смотрит на своё собственное творение с высшим спокойствием и равновесием. Насколько искусно художник соединил эти на первый взгляд противоречащие элементы движения и энергии, с одной стороны, и вечного мира и стабильности с другой! Это ощущение чего‑то вечного и стабильного раскрыто отчасти в слегка изогнутой левой ноге Шивы, которая сообщает ему баланс и равновесие даже посреди неистовства и частично благодаря ясному, спокойному выражению, которое даёт ощущение бесконечности. В некоторых скульптурах Натараджи это мирное выражение заменено загадочной полуулыбкой, как если бы Бог смеялся над жизнью и смертью.

У скульптуры много уровней смысла, и индологи, например Генрих Циммер и Ананда Кумарасвами, ведут о них трогательную дискуссию. В то время как большинство западных скульпторов стараются ухватить момент или снимок во времени, индийские художники пытаются раскрыть природу самого времени. Кольцо огня символизирует вечную цикличную природу сотворения и разрушения Вселенной, распространённую тему в восточной философии, которая иногда также встречается у западных мыслителей. (Например, вспоминается циклическая модель в космологии.) Одна из правых рук Шивы держит барабан, который вызывает Вселенную к жизни и также представляет биение пульса живого существа. Но одна из левых рук держит огонь, который не только воспламеняет Вселенную и даёт ей энергию, но также пожирает её, так что разрушение уравновешивает сотворение в вечном цикле. И поэтому Натараджа раскрывает абстрактную парадоксальную природу времени, всепоглощающего, но при этом творящего.

Под правой стопой Шивы находится ужасное демоническое существо по имени Апасмара, или «иллюзия незнания», которого Шива сокрушает. Что это за иллюзия? Это иллюзия, от которой все мы, учёные, страдаем, дескать, Вселенная не более чем бессмысленная циркуляция атомов и молекул, а за явлениями нет никакой более глубокой реальности. Это и иллюзия верующих о том, что у каждого из нас есть своя собственная отдельная душа, которая наблюдает течение жизни со своей собственной, особой точки зрения. И это логическая иллюзия, что после смерти нет ничего, кроме вневременной пустоты. Шива говорит нам, что если вы разрушите иллюзию и будете искать утешения под его поднятой левой ногой (на которую он указывает одной из своих левых рук), то вы поймёте, что за внешней видимостью (майя) есть глубокая истина. И как только вы поймёте это, вы, будучи уже не сторонним наблюдателем краткого представления, пока не умрёте, поймёте, что на самом деле являетесь частью космического распада и потока частью космического танца самого Шивы. И с этим осознанием придёт бессмертие, или мокша, освобождение от чар иллюзии и соединение с высшей истиной самого Шивы. По моему мнению, нет лучшей реализации идеи бога в противопоставление личному Богу, чем Шива/Натараджа. Как говорит искусствовед Кумарасвами: «Это поэзия, но тем не менее это и наука».


1 комментарий:

  1. Ого, это так лично.. и так свойственно молодым людям, особенно, читающим Рамачандрана) приятно находить и отражение своих мыслей здесь, прочту ещё раз

    ОтветитьУдалить